Кончилась жара, ночи равен день, И пришла пора - это ТАУСЕНЬ! Слава тебе, бог и день, Слава тебе, ТАУСЕНЬ, Добрый, прекрасный, Славься! Опадает лист, проревел олень, Воздух ясен, чист - это ТАУСЕНЬ! Умолкает лес, не растёт корень, Тихо льёт с небес - это ТАУСЕНЬ! Собран урожай, полны закрома, Летушко, прощай! Впереди - зима... Из лета в зиму
Таусень, шёл по дорожке Таусень, нашёл железячку, Таусень, пошёл во кузнечку, Таусень, скуй топорочек, Таусень, замости мосточек, Таусень, по этому мосту Таусень, шли три братца: Таусень, первый-то братец – Таусень, Деды святые, Таусень, вторый-то братец – Таусень, Коляда святая, Таусень, третий-то братец – Таусень, дедушка Велес. Слава!
Таусень (Осенины, Родогощ) - день осеннего равноденствия и праздник урожая. Урожай собран и пришло время воздать хвалу Природе и Богам за сей урожай и испросить обилия на будущий урожай. А также отметить закрытие Сварги и проводить Даждьбога в Ирий до следующей Весны.
Уважаемые участники! Помните, что Таусень - не просто костюмированное увеселительное действо, на котором вы можете присутствовать как зритель, а личное живое обращение каждого к памяти и вере предков, природе и традиции. В части требований к участникам следует упомянуть уважительное отношение к природе и обрядовым местам. Курение, интенсивное возлияние на обрядовом месте возбраняются. Участникам предлагается привезти с собой для обряда: круглые хлеба (или пироги) и крупы, квас и иное питие для жертвенной требы; хороший отдельный топор; сколь возможно много цветных лент, лоскутов и веревок. Желательна сообразная обряду одежда, музыкальные инструменты (флейты, бубны, барабаны) и желание на них играть. Необходимое для проживания (котлы, пища, спальники) оставляется на личное усмотрение участников, или старших в группах.
Общий краткий план празднования
Рано утром женщины выходят на берег реки, озера или пруда с овсяным караваем - встречать матушку Осенину. Старшая стоит с хлебом, а молодые поют вокруг неё песни.
Вейся, ты хмель, перевейся На нашу сторонку. Как на нашей на сторонке Приволье большое! А приволье-то большое, Мужики богаты! Что мужики-то богаты, Каменны палаты А что каменны палаты - Двери золотые, маковки литые...
Каравай разламывают на всех присутствующих. Девушки, провожая лето, устраивают Мушиные похороны. Разодетые в праздничные наряды, они выносят мух, тараканов и других насекомых в гробиках, сделанных из овощей. После на Капище необходимо Зачин провести, из трёх столбовых славлений состоящий: Славление Предкам и Матери-Земле-Кормилице за Урожай; Славление Велеса за покровительство, которое он славянину-труженнику оказывает; Славление Роду у родового столба. Проносится по кругу Требный хлеб. Пускается братина Затем творится Мистериальное действо:
Те, кто посмелее - кто не боится кошения в Нави вместе со жрецами идут к Калинову мосту, что Явь и Навь соединяет. Прочие поддерживают их с горы веселыми песнями и плясками. Через мост переходят лишь самые храбрые и идут к Навьей Хозяйке за зельем сновидений и вечной жизни, дабы Даждьбог (в этой своей ипостаси) обязательно вновь вернулся из Ирия в следующем году. Хозяйка Нави задает непрошенным гостям множество хитрых загадок, которые, конечно же, бравые славяне легко разгадывают. Задобренная правильными ответами и разными дарами Навья Хозяйка смягчается и отдает Зелье,которое впресовывается в Требный хлеб и радостные жрецы идут обратно, да не тут-то было! Из Нави их не выпускают злые стражи, которые опять же загадки загадывают и требу человеком требуют. Воля их такова: один из смельчаков должен навечно остаться с ними! Все смельчаки по очереди кошатся (кидают жребий) - тот, кому первому выпало две шестерки, остается в Нави вместе со стражами (или же сам "перекидывается" Навьим стражем - бесом). Остальной же славянский люд, откупившись перед навьими таким образом, подымается на Капище, где к тому времени уже вовсю пылает Требный костер. На капище заговаривается огонь. Треба освещается огнем Читается заговор и треба с зельем кладутся в огонь. Дальше хваление богам и сжигание птицы. Игры и пир.
|